fbpx
Общий вид

Обзор запретного города в Пекине

Запретный город — сказочный дворец китайских правителей, волнующий воображение каждого, кто хоть раз о нём слышал. Огромный архитектурный ансамбль, которому уже больше полутысячи лет, пережил расцвет и разрушения. Сегодня Гугун — музей, доступный каждому. Так чем же он так манит?

Где расположен и как до него добраться

Расположен в Пекине, на главной площади Тяньаньмень. Добираются до неё на общественном транспорте, которого тут очень много.

Это может быть первая линия метро, до одной из двух станций под названием Тяньаньмень. Или же один из более чем десятка автобусных маршрутов, с любого района мегаполиса.

Почему так называется и другие интересные факты

ЦзыцзинчэнКитайцы знают главную резиденцию Пекина под двумя названиями. Первое из них — Цзыцзинчэн – переводится как «Запретный город пурпурного цвета». Такое название он получил не просто так. Дело в том, что император в Поднебесной считался сыном Неба, чьё небесное жилище — Полярная звезда. Цвет же последней — пурпурный. Область вокруг звезды, именуемая запретной, считалась личным владением сына Неба. Пекинский дворец планировался, как земной двойник жилища небесного владыки.

Но более известно, как среди китайцев, так и среди туристов, сегодня название Гугун. Последнее слово переводится буквально, как «резиденция бывших правителей», и появилось оно, очевидно, после того, как Китай превратился в республику, в 1911 году.

История появления

История появления тесно связана со сложной историей самого Китая. С его династиями, иностранными захватчиками и становлением современного государства.

Проект, архитектура и особенности расположения

Вид сверхуКрупнейший дворцовый ансамбль не только Китая, но и всего мира. На его территории расположились 980 построек. Число комнат считают как 9999, но в реальности их чуть меньше — 8707. Правда, первое число появилось не с целью обмана или из-за желания впечатлить туристов, а из-за символического значения девятки для китайцев.

Число 9 обозначает связь между землёй и небом, что особенно хорошо для жилища. Оно повторяется и в других деталях. Например, на воротах заклёпок – девять раз по девять на каждой створке. Символическое значение имеет и цвет — сочетание жёлтых крыш с красными стенами указывало на величие, высокое положение и исключительное богатство.

Что касается общей площади , то он раскинулся на 720 квадратных метрах. Причём форма у  практически правильная – прямоугольная. Длина сторон прямоугольника — около километра, а 753 метрам равна ширина. Для защиты резиденции с наружной стороны стен вырыли ров пятидесятиметровой ширины. Попасть на территорию можно лишь через одни из четырёх ворот, по перекидным мостам.

Внутренняя планировка  – стандартная для китайских резиденций. Гугун делится на две части:

  • внешнюю;
  • внутреннюю.

СхемаВ покоях первой части, расположившейся с южной стороны, проводились официальные церемонии и торжественные приёмы. Именно сюда вёл главный вход, находящийся у южной стены. От главных ворот проложена ось на север, вдоль которой находятся, помимо главной площади, также три дворца для торжеств и ворота Высшей гармонии. Через площадь протекает канал Золотая вода, с пятью беломраморными мостиками, имитирующий реку.

Во второй части правитель с семьёй проживали и просто проводили большую часть жизни. Именно во внутреннем дворе больше всего строений. Тут же расположился сад.

Три наиболее торжественных и красивых павильона расположились у внешнего двора:

  1. Зал высшей гармонии.
  2. Зал полной гармонии.
  3. Зал сохранения гармонии.

Первый из них был тронным и служил местом проведения наиболее торжественных церемоний, вроде коронаций и приёма послов. Во втором владыка отдыхал между церемониями или готовился к ним. А третий был изначально возведён для официальных пиров, но с середины XVIII века в нём проводились экзамены для замещения должностей в государственном аппарате.

Дворец небесной чистотыЦентр внутренних покоев — три здания. На них посетитель наталкивается сразу же, преодолевая ворота. Здесь построены:

  1. Дом небесной чистоты.
  2. Дом общения неба с землёй.
  3. Дом земного спокойствия.

Первый дом — это главный жилой павильон. Во втором правитель проводил торжественные семейные праздники. В то время как третий возвели в качестве дома для старшей жены. При династии Цин он превратился в её церемониальное жилище на первые три дня после свадьбы. В нём же проводили сами свадебные церемонии.

Но всё не ограничивается только названными. Ансамбль состоит из сотен маленьких и больших построек, павильонов, мостиков, беседок, служивших как местом службы, так и проживания для всевозможных жён, наложниц, детей и слуг владыки Поднебесной. Население превышало тысячу человек.

Большую часть построек возвели при правлении династии Мин. Но, поскольку комплекс построен большей частью из дерева, он подвергался частым пожарам, из-за чего перестраивался и достраивался до самого падения династии Цин.

Планировка и легенда о 10.000 комнатах

По легенде, император пожелал, чтобы в городе было десять раз по тысяче комнат. Но во сне к нему явился сам Нефритовый государь, сказавший, что столько комнат в его небесном жилище, поэтому земному сыну Неба не подобает иметь столько же. Испуганный правитель приказал построить 9 999 с половиной залов.

Эта легенда отражает то, что дворец планировался, как воплощение представлений китайцев о небесном императорском доме.

Начало строительства

Пекин впервые стал столицей всей Поднебесной во время монгольского владычества. Завершилось оно в середине XIV века, после восстания, возглавляемого Чжу Юаньчжаном. Последний стал основателем новой династии, получившей название Мин. Первый владыка освобождённого Китая не хотел править из города, ассоциировавшегося с поверженными монголами, и предпочёл Нанкин.

Но его наследник, Чжу Ди, оценил стратегическое положения Пекина и вернул сюда столицу в 1402 году. А для того чтобы город соответствовал своему статусу, приказал возвести новую резиденцию, строительство которой длилось с 1406 по 1420 годы.

Как проходило возведение

За планировку новой резиденции отвечало сразу несколько лучших архитекторов Китая. Число же рабочих доходило до миллиона, не считая мастеров по камню, дереву и металлам, которых насчитывалось до ста тысяч. Колонны главных павильонов делали только из целых брёвен драгоценных пород дерева. А полы вымащивали так называемым «золотым кирпичом» – золота в нём нет, но благодаря технологии обжига он при ударе издаёт металлический звон. Белоснежный мрамор использовали в создании балюстрад, мостиков и скульптур.

Часть первоначальных конструкций сгорела в многочисленных пожарах. Так, колонны были впоследствии заменены на сосновые. Но немало осталось и нетронутым.

История

Возвращение императора КансиКогда возведение закончилось, он превратился в центр государственной жизни Китая на последующие пять столетий. Сначала его обживали императоры из династии Мин, проживавшие в резиденции с 1420 по 1644 годы. Последние годы минской империи ознаменовались упадком, которым воспользовались маньчжуры, начавшие в 1618 году войну. Крестьянские волнения привели к полномасштабному восстанию, возглавляемому Ли Цзыченом, захватившим город и провозгласившим себя правителем в апреле 1644 г. Но уже через месяц Пекин взяли войска маньчжуров, объединившиеся с армией генерала У Сангуя. Так началось правление династии Цин.

В годы войны немало построек пострадали, и первой заботой новых престолонаследников было их восстановление. Поменяли названия части построек. Так, Зал высшей гармонии изначально был назван в честь Императорского величия, и получил нынешнее имя лишь при династии Цин. Другим павильонам присвоили двойные, китайско-маньчжурские, наименования. Основные перестройки приходятся на конец XVII-середину XVIII вв.

Вторая Опиумная война, в 1860 году привела к кратковременному изгнанию императора и оккупации резиденции франко-английскими силами. Несмотря на оккупационный режим, императорским покоям удалось не повторить судьбу иных памятников архитектуры, разграбленных и сожжённых иностранными войсками. Правители вернулись домой сразу после подписания мирного договора.

Боксерское восстаниеНо уже через несколько десятилетий императорской семье пришлось бежать вновь — теперь из-за Боксёрского восстания. Последнее было вызвано иностранным вмешательством во внутрикитайские дела. Императрица Цыси, фактически правившая страной вместо безвольных сыновей Неба, оставила дворец при подавления бунта иностранными войсками, и последние его заняли на какое-то время.

Недолгое возвращение цинских императоров в Пекин не принесло спокойствия — уже в 1911 вспыхнула Синхайская революция, результатом которой стало провозглашение республики и отстранение малолетнего Пу И от власти. Свергнутому императору с семьёй позволили жить за стенами внутренних покоев. Внешняя же стала правительственной резиденцией. Такой режим закончился в 1924 г., когда Пу И изгнали, а Гугун стал музеем.

Сокровищаа стали доступны для публичного обозрения впервые. Но из-за угрозы японского вторжения их большую часть уже в 1933 г. эвакуировали в Сычуань, где они хранились в безопасности всю Вторую Мировую войну. В конце последней, когда японские оккупанты были изгнаны, артефакты вернулись в Пекин. Но не надолго. Результатом гражданской войны между коммунистами и гоминьданом стала переправка сокровищ в 1949 г. на Тайвань. Там сейчас и находятся наиболее ценные памятники — они хранятся в специально построенном музее.

Из-за провозглашения Китайской Народной республики в 1949 г., нависла угроза — новое правительство предлагало не только реконструировать комплекс, но даже снести его, чтобы разбить на месте публичный парк. Часть второстепенных построек и ворот успели разрушить.

В эпоху Культурной революции оказался под угрозой уже из-за молодёжных банд хунвейбинов. Чтобы защитить от них помещения, премьер Чжоу Эньлай приказал закрыть доступ и поставил везде армейскую стражу. Но вандализма избежать полностью не удалось. Например, Зал поклонения предкам стал музеем революционной скульптуры. Сильно пострадали сады.

После смерти Мао Цзедуна государство взяло курс на охрану культурного достояния.

В 1987 г. Запретный город был провозглашён частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В середине 1990-х годов начали проводить полномасштабную реконструкцию. Ведут переговоры о возвращении из Тайваня части ценностей.

Достопримечательность в наши дни

Гугун в наши дниВ наши дни комплекс — обязательная для посещения каждым оказавшимся в Пекине туристом достопримечательность. Это справедливо не только для иностранцев, но и для самих китайцев. Несмотря на то, что любое описание всегда будет акцентировать внимание на его древности, необходимо учитывать, что немалая часть построек воссоздана совсем недавно.

Территория комплекса достаточно коммерциализирована. Это привело к появлению большого числа сувенирных лавок, заведений общепита и других коммерческих предприятий с завышенными ценами. Типичны огромные толпы.

Вместе с тем, все недостатки не умаляют его уникальности и особенной красоты.

Основные здания

В Гугун сотни построек. Главные из них — шесть больших дворцов:

  • три внешних;
  • три внутренних.

Их названия уже упоминались выше.

Большую роль играют и роскошные ворота.

Что посмотреть внутри

Зал сохранения гармонииТипичные жалобы туристов, посещающих музей Гугун, — однообразие архитектуры и внутреннего убранства. Это действительно так. Наибольшую ценность для многих представляют бытовые предметы — они позволяют узнать, как жили императоры, их семьи и приближённые. Основная ценность музея в том, что он раскрывает завесу над повседневной жизнью правителей Китая.

Когда лучше посещать

Для посещения комплекса лучше выбирать наиболее подходящее время, позволяющее сполна насладиться историей. Если говорить о времени года, то самыми хорошими считают очень и весну. В весенние и осенние месяцы нет ни жары, ни пронзающего зимнего ветра.

Утро буднего дня — лучшее время суток. Посетителей (большинство из которых – трудящиеся китайцы) в такое время меньше всего, и очереди намного короче. Рекомендуется избегать визитов в период между 1 и 7 октября. Первый день октября — праздник в честь образования КНР, и его отмечают целую неделю.

Время работы

Работает музей во все дни недели, кроме понедельника. В этот день его оставляют открытым лишь в дни национальных праздников и в летние месяцы, когда поток посетителей особенно велик.

Режим работы несколько отличается, в зависимости от сезона. В тёплое время года (с 1 апреля по 31 октября) ворота  открываются в полдевятого утра, а захлопываются в 17:00. в 16:00 продают последний билет. В период летних школьных каникул музей начинает работу на полчаса раньше. Что же касается холодного времени года, то Гугун закрывается на полчаса раньше, а последний билет продают в 15:30.

Стоимость билетов

Посещение стоит достаточно недорого. А для детей, чей рост ещё не достиг 120 сантиметров, оно бесплатное. Стандартный взрослый билет в тёплое время года стоит 60 юаней, а в холодное — 40. При этом китайские школьники и студенты покупают льготные билеты по 20 юаней.

Заключение

Запретный город — культурный и архитектурный памятник. Его стоит посетить каждому, кто приезжает в Китай. Грандиозный комплекс с богатой историей повидал на своём веку многое, и сейчас пребывает в роли познавательного музея о жизни правителей Поднебесной.

Оставьте комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.

Вам также может понравиться
Adblock
detector