fbpx
Здание музея

Виртуальное посещение Алмазного фонда Московского Кремля

Коллекция Алмазного фонда в Кремле является хранилищем уникальных ювелирных изделий, самоцветов, самородков. Основа экспозиции – предметы XVII-XVIII веков, принадлежавших династии Романовых. Эксклюзивные экспонаты знакомят с историей государства Российского, творчеством выдающихся русских и иностранных ювелиров. Познакомиться с выставкой драгоценностей может каждый желающий гражданин РФ и иностранные туристы.

Где находится

Выставка размещается в 2-х залах Оружейной палаты, на территории легендарного Кремля, в Москве.

История

Пётр I

Петр Великий первый задумался о создании сокровищницы. До 1914 года русские императоры хранили династические реликвии в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. С началом мирового вооруженного конфликта ценности отправились в хранилище Оружейной палаты Московского Кремля, где они находятся по сей день.

Петербургский период

Петр I в 1719 году издал указ об учреждении Камер-коллегии для обеспечения сохранности предметов для коронации и уникальных династических украшений.

В Зимнем дворце выделили помещение (рентерия) для постоянного хранения государственных символов власти, ювелирных украшений царской семьи. Рентерия, что в переводе с немецкого означает «казначейство», стала основой для создания Российского Госфонда драгметаллов и камней.

Рентерия закрывалась на 3 замка. Открыть сокровищницу по личному указанию императора могли камер-президент, камер-советник, рентмейстер. У каждого из них хранилось по ключу от одного из замков. Только одновременное присутствие всех 3 ответственных лиц давало возможность попасть в камеру хранения.

Екатерина II

По окончании торжественной или праздничной церемонии драгоценности возвращались в рентерию. Позднее хранилище стали называть Алмазной Бриллиантовой комнатой. Собрание ценностей пополнялось за счет приобретений казны и подарков монархам.

Наиболее значимое количество уникальных изделий было получено в период правления Екатерины II. Став императрицей, она приказала переоборудовать под Бриллиантовую комнату свою спальню и соседние с ней покои. Все ценности двора прошли маркировку, обмер и вписаны в реестр.

После кончины Екатерины комната стала частью индивидуальных апартаментов самой Марии Федоровны, супруги Павла I. При Николае I спецхран опять перевели в разряд служебных. Возникло различие между личной коллекционной собственностью императора и государственной.

Московский период

С началом международной конфронтации ценности Бриллиантовой комнаты вывезли на хранение в Москву. Несмотря на срочную эвакуацию, к каждому ящику прилагалась опись от 1898г. Спустя 6 лет царские сокровища передались в Гохран — обозначает хранилище ценностей, согласно предписанию Ленина.

Комиссия 1922 года

В 1922г. учрежденная комиссия, составила опись предметов, вывезенных из Зимнего дворца в начале войны, и определившая их значимость для дальнейшего хранения. На этом основании началась распродажа уникальных предметов, как ничего не значащих для истории нового государства.

В 1925г. в Гохране числилось 773 предмета. С 1925 по 1936годы значительная часть собрания драгоценностей была продана по правительственному решению или раскрадена. В 1936 году Сталин наложил запрет на изъятие сокровищ. Экспозиция на регулярной основе началась с конца 60-х годов XX века.

Современность

Алмазный фонд владеет в своем собрании 114 предметов, имеющих не только художественную, но и историческую ценность. Все музейные экспонаты являются неделимой государственной собственностью, не подлежат передаче любым лицам и государствам. Используются в научных и просветительных целях, в пределах Московского Кремля. Решение об исключении из коллекции принимается по указу Президента. Ответственность за сохранность сокровищ возложена на Минфин РФ.

Самые ценные экспонаты

Самые значимые предметы ювелирного искусства относятся к периоду XVIII-XIX веков.

Екатерина II славилась большой любительницей и тонкой ценительницей драгоценностей. Основа экспозиции в Кремле – эксклюзивные ювелирные изделия, изготовленные по ее заказу.

Семь ценных камней

В выставке презентуются уникальные драгоценные камни, часть которых использована для регалий в торжественных случаях:

  1. В 1774 году Екатерина II приказала вставить в Императорский скипетр ограненный алмаз под названием «Орлов». Его приобрел граф Орлов в Амстердаме для императрицы за баснословную сумму: 400 тысяч рублей.

Родина алмаза – индийские копи, о чем свидетельствует зеленоватый оттенок кристалла. В течение 100 лет он переходил из рук в руки, в результате смены правителей на Востоке, воровства из буддийского храма, перепродаж в Европе, пока не стал реликвией династии Романовых. Камень в 180 граней, по форме напоминает индийскую розу. Вес – 190 карат.

  1. Солитер «Шах» был преподнесен Николаю I в 1829 году, как часть контрибуции, наложенной на Персию после русско-персидской войны 1826-1828 года.

Характеристика кристалла:

  • природный восьмигранник неправильной формы;
  • 88 карат;
  • желтоватого оттенка;
  • прозрачный;
  • без огранки;
  • с искусственной полировкой;
  • гравировкой имен 3 правителей Индии, Персии;
  • найден в Индии, в середине XV века.

Свое название «Шах» получил в 1922 году. До этого периода фигурировал в описи, как «Хозрев-Мирза», по имени персидского шаха, передавшего его российскому императору.

  1. Уникальный по размерам, прозрачности Портретный алмаз плоской формы, является частью золотого браслета. Пластина в 7,5 квадратных сантиметра прикрывает миниатюрный портрет Александра I.
  2. Самая большая в мире (399 карат) рубиновая шпинель попала в Россию из Китая. В 1676 году русский дипломат приобрел камень у императора Канси для императрицы Елизаветы.
Изумрудная пластина
Изумрудная пластина

Спустя 100 лет Екатерина II заказала Большую Императорскую корону для своего восхождения на престол. Главным украшением готового венца стала алая шпинель на вершине дуги между ажурными полусферами.

  1. Изумрудная пластина в бриллиантовом окружении – неповторимое, оригинальное изделие, попавшее в Россию в начале прошлого столетия. По сочетанию физических характеристик объему, прозрачности, насыщенности цвета не знает равных в мире. История камня начинается с храма ацтеков, откуда кристалл вывезли в Индию, затем в Европу.
  2. Огромный сапфир в 260 каратов, в золотой оправе с бриллиантами, имеет длинную, но малоизвестную историю. Родина прозрачных синих камней, уступающих по твердости только алмазу, – Цейлон. Судя по огранке, кристалл прошел ювелирную обработку у индийских мастеров. Из Индии – в Персию – на Кавказ – в Европу. Александр II приобрел его на Лондонской выставке, для императрицы.
  3. Хризолиты попадали на Восток и в Европу с берегов Красного моря. Экспонат размером в 192 карата, прозрачный зеленый оттенок с золотистым переливом, четырехугольные грани. До появления Большой Императорской короны служил украшением предыдущей коронационной регалии.

Драгоценные минералы, не имеющие аналогов в мире, вызывают интерес и восхищение у посетителей выставки.

Коронационные регалии

Исключительные права монархов на власть выражаются в особых символах: короне, скипетре и державе.

Шапка Мономаха
Шапка Мономаха

В музейной выставке представлена Шапка Мономаха, в которой венчались на княжение/царство, начиная с Ивана Калиты (XIV век), до царя Федора Романова (сводного брата Петра I, XVI век). Головной венец Ивану Калите презентовал хан Золотой Орды, когда тот просил ярлык на княжество.

По его подобию изготавливались все последующие царственные венцы: Астраханский, Алтабасный, Алмазный. Основные элементы украшения: золотая чеканка, инкрустация драгоценными камнями, жемчугом. Низ шапок отделан соболем.

Анна Иоановна в короне
Анна Иоановна в короне

Корона Анны Иоанновны изготовлена русскими ювелирами в 1730 году. Венец из позолоченного серебра в виде полусфер инкрустирован 2,5 тысячью алмазов, рубинами и турмалинами. Срединный обруч под крестом украшает 100-каратный турмалин. Коронование Николая I в Царстве Польском проходило в этом венце.

Большая Императорская корона – определяющий знак властных полномочий русских самодержцев с екатерининских времен до революции. Коронная ценность была изготовлена к вступлению в права императрицы Екатерины II ювелирных дел мастерами Экартом и Позье.

Форма венца традиционна и имеет объяснение:

  • полушария в виде ажурной сетки – восточная и западная части империи под властью монарха;
  • обруч в виде лаврового венка – славные победы;
  • центральная дуга-гирлянда из дубовых листьев и желудей – символ незыблемости власти.

Изнутри в регалии бархатный чехол алого цвета.

На изготовление нее ушло:

  • около 800 карат жемчуга;
  • почти 3000 карат ограненных алмазов;
  • 0,45 килограммов золота;
  • 0,9 килограммов серебра.

Все последующие монархи венчались на престол в екатерининской короне. Изображение изящных полусфер вошло в герб Российской империи. В 2000 году коронационная регалия возвращена в герб Российской Федерации. Регалия надевалась не только на коронацию, но и в особенных торжественных ситуациях. Последний раз убор был на голове монарха в 1906 году.

В 1856г., по подобию Большой Императорской короны, был сотворен Малый венец, для коронации самой Марии Александровны, супруги императора Александра II. В этом же уборе короновалась императрица Мария Федоровна, жена Павла I. При полном сходстве по форме венец миниатюрного размера и веса: 13 сантиметров в высоту, диаметр обода – 12 сантиметров, вес – меньше 400 граммов. На прическе она удерживалась при помощи шпилек.

Императорский скипетр – это стилизованный посох, второй по значению символ власти монарха. Образец специально сотворили к коронации Екатерины II, ювелиром Пфистерером. Длина жезла – 60 сантиметров. Вес – 600 граммов.

Изделие из золота состоит из 4 частей: рукоятки с бриллиантовыми полосами, две центральных, надвершие с двуглавым орлом. В 1774 году в скипетр вставили алмаз «Орлов» между надвершием и вторым сегментом. Все последующие коронации проходили с этой регалией.

Держава, третья коронационная регалия, – это полированный полый золотой шар на постаменте. Ювелирное изделие изготовил ювелир Экарт, к вступлению на престол Екатерины II. Символ власти украшен бриллиантовыми ободом и полуободом с крестом. При Павле I основанием для креста стал 200-каратный сапфир в бриллиантовой оправе; на пересечении ободов был помещен 47-каратный диамант.

Ордена

Среди наград в экспозиции привлекают внимание регалии Андрея Первозванного, Александра Невского, «Золотое руно».

Нагрудный знак АП состоит из геральдического двуглавого орла с изображением в центе распятого на кресте святого и восьмилучевой звезды с медальоном в центре. Орден полагалось носить на голубой ленте, через правое плечо, или на цепи. Звезда крепилась с левой стороны мундира.

Орденский знак АН – двухсоставной: из цветка и креста. Цветок, диаметром 6 сантиметров, изготовлен из серебра с бриллиантовой инкрустацией. Центральная часть креста – эмалевый медальон с Георгием Победоносцем. Крылья креста выполнены из красного стекла. Между крыльями – двуглавые орлы из бриллиантов.

Звезда святого АН имеет 8 лучей. Изготовлена из золота, серебра, бриллиантов, страз. Размер – 10,3 х 10,2 сантиметров. Вес – 114 граммов.

Орденский знак «Золотое руно». Средневековая награда, актуальная до настоящего времени. Правом награждать наделен испанский король. Изготовлена из золота, бриллиантов, с инкрустацией бразильскими топазами.

Из современных наград здесь хранится орден Победы, учрежденный после Великой Отечественной войны.

Ювелирные украшения

Изысканность вкуса, уникальность по исполнению характеризуют драгоценные украшения для торжественных церемоний:

  1. «Большой букет». Брошь прикреплялась на лиф парадного платья Елизаветы Петровны. В «букете» собраны нарциссы, незабудки, ирисы, розы шиповника, выполненные из золота, цельных драгоценных камней.
  2. Пряжка-аграф коронационного наряда двух императриц Елизаветы и Екатерины Великой в виде банта для скрепления мантии. На изготовление ушло 0,3 килограмма серебра, 0,02 килограмма золота, более 800 бриллиантов весом около 500 карат.
  3. Диадема Марии Федоровны в виде кокошника из золота, серебра, бриллиантов. Главный акцент украшения – нежно-розовый бриллиант.Утраченные в 20-х-30-х годах исторические драгоценности были частично восстановлены российскими ювелирами.

 

Драгоценности XX века

Копия Большой Императорской короны

Экспозиция фонда в 80-90-х годах прошлого столетия пополнилась историческими шедеврами, воссозданными по сохранившимся описаниям российскими ювелирами.

Головные женские украшения в виде венца, бандо были выполнены из платины, золота, бриллиантов, рубинов, жемчуга.

В середине прошлого века в хранилище поступил 9-ти килограммовый самородок, напоминающий верблюда. С 1952 года якутские алмазы свыше 50 карат хранятся здесь же.

К 400-летию дома царей Романовых была изготовлена копия Большой Императорской короны из белого золота, якутских алмазов, жемчуга, турмалина. Впервые имитация была показана в Москве в 2012 году.

Лучшее время посещения

Большой приток туристов летом, в период школьных каникул, затрудняет посещение Алмазного фонда Кремля. Конец февраля-начало марта – межсезонье, когда проще попасть на экскурсию.

Как попасть

На карте

На территорию Кремля пропускают при наличии билета в Алмазный фонд. Продают их в кассе №4 и 5, в Александровском саду, у кремлевской стены. Дальнейший маршрут определяется по указателям – до Боровицких ворот (маленький проход).

На входе предъявляется разрешение, проверяется содержимое сумок, а большие по объему оставляют в камере хранения, проходят металлоискатель. За кремлевскими стенами надо двигаться по указателю «Оружейная палата». В конце здания Оружейной палаты расположен вход в музей Алмазного фонда, о чем свидетельствует вывеска.

Расписание экскурсий

График работы выставки: с 10ч.  до18.15; перерыв – с 13ч. до 14ч. Экскурсии проводятся через каждые 20 минут: с 10 до 12.20, с 14.20 до 17.20ч.. Посетители могут зайти внутрь в составе группы в 20 человек. Продолжительность экскурсии – 40мин. Любительская фото-, видеосъемка при посещении выставочных залов запрещена. Дети младше 6 лет к экскурсии не допускаются.

Режим работы

Кассы работают с 9 до 16.30ч. Перерыв – с 12ч. до 13ч. Выходные дни – четверг, праздничные дни, вторая половина января. В утренние часы билеты продаются на сеансы до обеда. На экскурсии после обеда — приобретаются после 13ч.

Как купить

В кассе №4 приобретаются билеты для индивидуальных посетителей.

Разрешения на организованные посещения по письменной заявке продаются в кассе №5.

Предварительное бронирование до 4-х билетов предусмотрено на сайте Алмазного фонда Гохрана. Выкупить тикеты в кассе выставки необходимо не позднее, чем за 1 час до начала экскурсии.

Цена

Стоимость входного билета – 500руб., льготная цена для студентов, школьников, пенсионеров – 100руб.

Официальный сайт телефон для справок

Информация об Алмазном фонде размещена на сайте Гохрана — http://www.gokhran.ru

Справочный телефон: +7 (495) 629 20 36. Работает ежедневно, кроме субботы-воскресенья, с 8.00 до 16.30.

Оставьте комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.

Вам также может понравиться
Adblock
detector