Собор

Описание Храма Христа Спасителя в Москве

В Москве много храмов и церквей разных возрастов, сроков постройки. Некоторым из них не одна сотня лет, как Покровскому собору на Красной площади. Другие запомнились по драматически моментам. Постройка храма Христа Спасителя, по воле судьбы, происходила не один раз.

Сегодня это главный российский храм, в котором проводит службу сам Патриарх Московский, бывают иностранные гости.

Особенности расположения храма и его размеры

Здание расположено на Волхонке, одной из старых улиц в центре столицы. Изначально здесь были совсем другие постройки, включая Алексеевский женский монастырь. По преданию, игуменья, возмущенная приказом императора освободить место под строительство нового храма, предрекла ему незавиднСоборно-храмовый комплексое будущее. Тем не менее, не всем предсказаниям было суждено сбыться.

Высотой вновь отстроенный храм Христа Спасителя превзошел собор Исаакия в Петербурге на полтора метра и по праву является самой значительной постройкой русского православного мира. Говоря об описании храма Христа Спасителя, нельзя не упомянуть внутреннее убранство и наружную отделку, выполненную в сочетании русского и византийского стилей.

Размер главного креста – 8,5 метров. В плане здание повторяет крестообразную форму с шириной основания до 80 метров. К единой композиции храмовых построек относятся несколько зданий:

  1. Верхнее. Это и есть трехпрестольный Кафедральный собор Христа Спасителя, освященный в честь Рождества Христова, Николая Чудотворца и Александра Невского.
  2. Нижнее. Здание в память о снесенной Алексеевской обители, это Преображенская церковь с тремя алтарями. Каждый посвящен отдельному событию или святому.
  3. Музей (стилобатная или цокольная часть). Здесь же расположены залы Церковного совета и собора, вспомогательные помещения.

Объем здания составляет 524 тысячи кубических метров. Внутренняя высота Христа Спасителя достигает почти 80 метров.

История храма с 1812 года до наших дней

Собственно, история о том, как и где был построен храм, посвященный Христу Спасителю, начинается в 19 веке. Изначально в православии поддерживалась традиция закладки церквей, соборов, часовен по случаю великих побед над неприятелем, знаменательных дат.

По случаю недавно завершилась кровопролитная Отечественная война, принесшая славу русскому оружию и посрамление узурпатору Наполеону. Несколько воодушевленных патриотов, включая генерала Петра Кикина, обратились к императору с прошением о закладке в Москве храма в честь Христа Спасителя. Для этого Александром I впоследствии был издан соответствующий манифест. Оставалось определиться с местом и архитектором, которому предстояло воплотить благородный замысел в камень.

Храм на Воробьёвых горах

Проект ВитбергаМестом будущего собора определили Воробьевы горы. Символизм заключался в том, что здесь проходили войска французского императора: и наступая, и покидая Москву. Автор проекта – Витберг – профессиональным архитектором не был. Он мечтал воплотить в будущей постройке массу смелых замыслов, создать совершенное здание, олицетворяющее связь между земным, человеческим, и духовным, божественным.

Датой основания можно считать время закладки будущего монументального комплекса. Ее произвели в октябре 1817 года, в 5-летний юбилей изгнания захватчиков. На церемонии присутствовали император Александр с женой, братом и матерью, а также Вильгельм – принц Пруссии, и архиепископ Августин. Смету расходов утвердили через 5 лет, в 1820 году. Еще через год получили разрешение на начало земляных работ.

Поначалу стройка шла активно, но по прошествии 7 лет не удалось завершить даже нулевого цикла. Одной из причин неудачного строительства храмового комплекса Спасителя называют неопытность Витберга, отсутствие должного контроля. В 1825 году стройка была окончательно заброшена.  Новый император, Николай, назначил комиссию для разбирательства и принятия решения по долгострою.

Храм на Волхонке

Проект ТонаПо ряду причин, среди которых озвучивалось слабое основание, от строительства храма Христа Спасителя на прежнем месте отказались. Нового архитектора, а им стал Константин Тон, назначили без конкурсного отбора, по велению императора Николая I. Самодержец сам выбирал место для здания, посвященного Спасителю.

В ходе подготовки к строительству были скуплены постройки на Волхонке, в том числе и женский монастырь. Решение было непростым, поскольку обитель являлась историческим памятником, насчитывала 100 лет существования. По широко распространенному преданию, с этого и начались все злоключения, выпавшие на долю храма.

В 1832 году обновленный проект постройки утвердили. Комиссию для контроля работ возглавил тогдашний генерал-губернатор Москвы – князь Дмитрий Голицын. Через 5 лет приступили к освоению выделенных казенных денег: начали рыть котлован, приступили к закладке фундамента.

Торжественная церемония, посвященная основанию храма, состоялась в 1839 году, в присутствии царственных особ и духовных пастырей. С первоначального места постройки перевезли закладный камень. На нем укрепили позолоченный знак в форме креста с высеченными именами членов комиссии, а также надписью, объясняющей причины возведения храмового комплекса.

Строили Спасителя не быстро, почти 45 лет. В 1841 году закончили возведение цокольной части, через 20 лет убрали наружные леса. Отделка заняла еще 2 десятка лет, в росписи участвовали известные русские художники: Суриков, Крамской, Верещагин. Признание будущего храма ознаменовалось присвоением в 1880 году комплексу имени Кафедрального собора в честь Христа Спасителя. Предстоящие работы по устройству ландшафта предполагали планировку набережной, площади перед зданием. Дело умершего Тона продолжил Александр Резанов, ученик и сподвижник архитектора.

В 1883 году собор освятили. Событие торжественно отметили звоном на колокольнях всех церквей города, при этом присутствовали царственные особы, московский митрополит.

Храм стал самым вместительным в масштабах Москвы и России, узнаваемым местом и символом православной веры.

Разрушение храма

РазрушениеТрагический период храмового комплекса связан с советской эпохой. Как ни странно, здание благополучно перенесло Гражданскую войну и последовавшее богоборчество. В 30 годах 20 века столичные архитекторы, полные смелых идей, планировали досконально изменить облик Москвы, возвести новые здания и избавиться от тягостного наследия прошлого. В стиле тогдашнего монументального гигантизма планировалось построить высотное здание с опиранием на оба берега Москва-реки. Христос Спаситель мешал тем, что в этой зоне планировалось заложить фундамент будущего колосса.

Разрушение постройки произошло не сразу, как утверждают очевидцы событий. Даже среди приверженцев идей строительства коммунизма не все однозначно восприняли уничтожение главного храма Москвы, России. Пример тому – стихи активного пропагандиста нового порядка, поэта Демьяна Бедного:

«Дошло: дерзнул безбожный бич:

«Христа Спасителя» – в кирпич».

Воссоздание храма

После смены режимов, переосознания идей православия в современной России было решено начать строительство храма Христа Спасителя в Москве, на месте существующего бассейна. В декабре 1990 года был укреплен краеугольный камень, а через 2 года началось поступление средств из разных источников, включая частные и государственные.

Новые архитекторы стремились максимально приблизиться к первоначальному проекту. Новый собор возвели в 2 уровнях, разместив в цоколе храм Спас-Преображения. К концу тысячелетия работы были завершены, на Рождество, в 2000 году в соборе отслужили литургию.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Архитектура храма Христа Спасителя, стараниями строителей и реставраторов, максимально приближена к первоначальному замыслу, насколько его удалось восстановить в современных условиях. Обновленное здание, как и задумывалось, посвящается героям, проявившим себя в Отечественной войне 1812 года. Это повторение стиля постройки обетного храма, как того требовали каноны русского духовного зодчества.

КоридорВ нижнем коридоре Христа Спасителя отражены памятные по военным баталиям события. Это высочайший манифест, объявлявший о входе французов в Россию, который расположен слева от западного входа. Там же находится Воззвание к народу о создании ополчения. Более 70 мраморных досок кратко повествуют о битвах русских с французской армией: место, историческое название, дата, количество погибших и поименные списки раненых, погибших офицеров.

Восточная стена продолжает исторический экскурс. На ней находятся манифесты – с благодарностью народу и дворянству, об изгнании захватчиков с русской земли. Но повествование в камне на этом не заканчивается: далее посетитель узнает о битвах за пределами России, взятии Парижа и низвержении узурпатора.

После такого анонса многие москвичи, гости города, наверняка, живо заинтересуются, какими путями попасть в храм, посвященный Христу Спасителю, на чем доехать, чтобы ощутить величие русского духовного зодчества воочию.

Интерьеры самого большого храма России

Немало времени и сил отдали реставраторы, художники обустройству внутреннего убранства храма Христа Спасителя, расположенного в Москве. Большую часть пространства, интерьера составляют орнаменты. На них истратили более полусотни килограмм специального сусального золота.

ГалереиГалереи – основа внутреннего пространства здания. Их оформлением занимался Василий Нестеренко, создавший художественные сюжеты «Крещение Господне», «Вход в Иерусалим». Над разработкой приделов Святого Николая и Александра Невского трудились независимые художники (руководители – Сергей Репин и Александр Быстров). Воссоздать утраченные иконы помогли специалисты из творческой группы «Арт-храм», реставрационного межобластного центра. Благодаря единому душевному подъему, воодушевлению скульптуры и живопись оформили к концу тысячелетия, в 1999 году.

Изнутри, на своде храма Христа Спасителя, по замыслу художников, находятся изображения Саваофа, Богоматери и Спасителя, а также святители. Младенец Иисус воплощен в образе голубя возле фигуры Саваофа. Руководил росписью Зураб Церетели. Пилоны посвящены описанию земного существования Христа. Это панно «Преображение» и «Вознесение», выполненные под началом Виктора Бакшаева.

Зал церковных соборов в цоколе храма Христа Спасителя предназначен для одновременного размещения более 1000 человек. Концептуально в зале сочетаются изображения, повествующие об истории человечества. Основой оформления является сложная мозаика во флорентийском стиле. На входе находятся Райские кущи, представленные живыми растениями из разных уголков Кипра, Афона, других мест. На потолке создан свод небесный, словно парящий над пребывающими в зале. Другого подобного помещения нет ни в одной церкви. В аллегорическом смысле оформление зала олицетворяет Соборность православия.

Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве

СвятыниВ соборе хранятся ризы Христа и Богородицы (частички), фрагменты святых мощей Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других. Здесь можно увидеть чудотворные лики Богоматери (Владимирской и Смоленско-Устюженской), уникальные картины кисти Василия Верещагина. В 2004 году сюда перевезли мощи московского митрополита Филарета. В собор регулярно привозят и выставляют на обозрение верующим мировые реликвии, святыни.

Музей церковного искусства в храме

Музей церковного искусстваВ храмовом комплексе действует музей, позволяющий верующим и обычным посетителям понять этапы развития христианской культуры, искусства. Здесь находятся древние иконы, выполненные в разных стилях, – от фаюмской живописи в оригинальной технике до современных образцов.

Многообразие видов иконописи поражает. Встречаются одно- и двухсторонние, походные, складные иконы. Представлены даже специальные минеи, имевшие хождение в Средние Века. Так называли лики святых, соответствующие определенному месяцу, когда им поклонялись. Доступ в музей открыт ежедневно, он находится в обходной галерее Преображенского храма.

Деятельность храма

Храм Спасителя относится к полноценным действующим объектам. Службу проводит патриарх Московский и всея Руси. Фактически здание, как объект недвижимости, принадлежит городскому правлению, но передано в бессрочное пользование РПЦ. Храмовый комплекс имеет важное значение для культурной, религиозной жизни столицы и России, выполняя функции музея, зала советов, заседаний и собора для богослужения одновременно.

Общественные события

В храме, построенном в честь Христа Спасителя в Москве, регулярно проводят отпевания известных россиян, общественных деятелей, политиков, музыкантов, актеров. В числе их были Владимир Солоухин, Георгий Свиридов, Борис Ельцин, Мстислав Ростропович, Игорь Моисеев, Вячеслав Тихонов, Елена Образцова.

В 2004 году в комплексе состоялся совет, результатами которого явились принятие эпохальной канонизации некоторых святых, возобновление контактов с заграничным ответвлением РПЦ. В 2008 году здесь отпевался почивший патриарх Алексий II. В 200-летний юбилей победы над Наполеоном в соборе прошли торжества, посвященные этому событию.

В 2012 году девушки из объединения Pussy Riot попытались провести в зале храма провокационный панк молебен, содержащий элементы хулиганства, оскорбительные намеки. Общественность осудила этот поступок, а участниц события, по закону, привлекли к уголовной ответственности. В тот же год духовенство организовало масштабный молебен для защиты православия, поруганного имени РПЦ, о вразумлении гонящих на церковь.

Экскурсии по храму

ИнтерьерРассказ о храме Христа Спасителя будет неполным, если не упомянуть варианты экскурсий. В их число входят:

  • виртуальный тур;
  • видео обзор;
  • физическое посещение комплекса.

Какой из них выбрать – решать самим посетителям. Многочисленные туроператоры готовы сопроводить туристов, снабдив их гидом, к храму.

Правила посещения храма Христа Спасителя

При посещении Собора, независимо от целей визита, придерживаются определенных правил. Ведут себя в соответствии с порядком поведения в общественных местах, не допускают аморальных поступков. Женщинам запрещается яркая помада, вызывающая одежда, включая короткие юбки и брюки. Мужчины снимают головные уборы.

Рейтинг достопримечательности

Храм Христа Спасителя в общем рейтинге достопримечательностей Москвы занимает достойное, пятое место. Им интересуются иностранцы, приезжающие в столицу россияне и паломники. Здание необычайно красиво, монументально.

Как доехать до храма?


Интересуясь, как можно добраться до храма, посвященному Христу Спасителю, посетители могут воспользоваться навигатором или интерактивной картой. Храмовая постройка находится в центральном округе Москвы, на улице Волхонка. На метро нужно ехать до станции «Кропоткинской».

К храму легко дойти пешком от Кремля: достаточно перебраться на другой берег по Патриаршему мосту. На общественном транспорте нужно ехать на автобусе (А, 15, 255,), троллейбусе (33).

Часы работы

Храм Христа Спасителя открыт для посещений в следующем режиме: по понедельникам – во второй половине дня, с часу дня до 5 вечера, со вторника по воскресенье – полный день, с 10 утра до 5 вечера. Выбрать удобный для себя промежуток посещения достопримечательности можно, воспользовавшись сайтом храма.

Адрес, официальный сайт и телефон для справок

Храм расположился на Волхонке, строение 15. У Собора есть собственный интернет ресурс, контактные телефоны:

  • +7 495 637-29-67;
  • +7 495 637-47-17;
  • +7 495 637-47-45.

Официальный сайт находится по адресу.

Оставьте комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.

Вам также может понравиться
Adblock detector