Музей Прадо

Музей Прадо в Мадриде

Выставочный залМузей Прадо способен привлечь внимание туристов, составить достойную конкуренцию российскому Эрмитажу или французскому Лувру. Как и другие подобные заведения, изначально он задумывался, как собрание национальных сокровищ. Постепенно коллекция музея дополнялась другими шедеврами, переросла в нечто большее, чем выставка полотен испанских художников. Сегодня Прадо каждый год посещает не менее 2 миллионов туристов.

Точное расположение

Находится в центре Мадрида, столицы Республики. Найти его несложно: все путеводители, интерактивные карты отмечают его, облегчая туристам поиск достопримечательности. Система транспортного сообщения доставит непосредственно к сокровищнице искусства, а каждый испанец на вопрос, где находится музей, ответит развернуто, объяснит приезжим кратчайшую дорогу.

Почему так называется

Именем будущему собранию национального искусства послужило название площади, на которой он расположен. Со времени закладки первого камня в фундамент изменилось многое. Приходили и уходили тираны, сменялись правительства, происходили трагические события, связанные с войнами. А название главного художественного комплекса страны так и осталось неизменным.

История

История собрания восходит ко времени правления испанского монарха Карла III. Его величество возжелал открыть музей естественной истории – такой же, как и у других царственных особ в Европе. Строительство здания началось под руководством Хуана де Вильянуэвы, работавшего в стиле классицизма. Архитектор был приближенной ко двору особой, ему поручалось проектирование построек по заказу короля и его близких.

К сожалению, амбициозным мечтам не суждено было сбыться, поскольку в 1808 году Наполеон Бонапарт распространил свое влияние на всю Европу, сместив многих монархов. Править в Испании он посадил своего брата, Жерома. В недостроенном здании испанский наместник императора планировал основать экспозицию художественного искусства на свой вкус.

Мария Изабелла ПортугальскаяСледующий этап – начало 19 столетия, 1813 год. Испанская монархия реставрирована на троне, король Фердинанд VII (точнее, его супруга – Мария Изабелла Португальская) инициировал создание картинной галереи, доступной для всех. Через 6 лет началось формирование ядра коллекции, во многом стараниями королевской четы.

Примерно в 1829 году частные коллекционеры начали передавать свои раритеты и шедевры, а еще через 40 лет постройку со всем содержимым национализировали. Гражданская война в стране, воцарение режима Франко на судьбу собрания художественных ценностей влияния не оказали: фонды благополучно перенесли смутные времена в нейтральной Швейцарии.

Здание

Архитектурный комплекс стал не только вместилищем лучших творений кисти испанских, фламандских мастеров, других произведений искусства, но настоящим шедевром зодчества, памятником неоклассицизма. Основное отличие от роскошных, отчасти помпезных, подобных сооружений состоит в простоте, изяществе линий, изысканно подобранном сочетании белоснежных колонн с розовыми стенами. Неоклассицизм считался главенствующим стилем в архитектуре Европы 18 века.

Здание возводилось в течение 2 десятков лет, в результате получился двойной шедевр: собрание произведений искусства внутри и блестяще реализованный архитектурный ансамбль снаружи. Здание прямоугольное в плане, с 2 фасадами. Один из них обращен на главный бульвар испанской столицы – Прадо, второй выходит в парк.

Волею судеб внешне здание не претерпело изменений, сохранило первозданный вид. Все последующие после постройки годы залы наполнялись сокровищами искусства, вследствие чего пришлось перестраивать и расширять их. В 30 годах 20 столетия Педро Мугуруса

Отаньо внес изменения в конструкцию центральной галереи, северной лестницы.

Спустя годы, уже в 21 веке, в Прадо в очередной раз провели масштабную перепланировку главного корпуса, а также возвели отдельное сооружение, названное «куб Монео». При возведении последнего использованы кирпич, мрамор, гранит, древесина, которые гармонично сочетаются с основным зданием. Суммарная площадь расширенного в 2007 году ансамбля составила почти 60 тысяч квадратных метров.

Интересные факты

Пабло ПикассоСуществует ряд интересных фактов, доступных самым любознательным. Вот они:

  1. Поначалу, в течение нескольких лет, в дождь доступ посетителей к экспозиции был закрыт.
  2. 3 года, с 1936 по 1939, руководителем являлся знаменитый Пикассо.
  3. Одна из картин в зале искусства – точная копия «Моны Лизы», по легенде, создана учеником да Винчи.
  4. Цифра «13» под запретом, такого зала здесь не найти.

Коллекция

Основу художественных коллекции образуют холсты испанских живописцев. Труды национальной школы изящных искусств формируют культурный пласт за 800-летний период, от стенных росписей в романском стиле 12 столетия до творений начала 20 века.

Кроме того, собраны полотна Гойи, Веласкеса, Эль Греко, Мурильо и других известных мастеров живописи.

Выставлены полотна разных школ.Всего в залах комплекса собраны полотна по следующим школам:

  1. Испанская.
  2. Итальянская.
  3. Фламандская.
  4. Голландская.
  5. Французская.
  6. Английская.
  7. Немецкая.

Таким образом, живопись представлена наиболее полно. Благодаря кропотливо собранным экспозициям мир узнал о существовании Гои, Веласкеса, Эль Греко. Даже сам тот факт, что одно время галереей руководил Пабло Пикассо, говорит о многом для искушенного посетителя, ценителя живописи.

Исторически ядро коллекции образуют экспонаты, переданные королевским домом Испании. Позднее ее дополнили за счет поступлений из Музея Тринидада, где до конца 19 века собирались реликвии из монастырей, церквей, приютов.

Так здесь оказались рисунки религиозного содержания, составляющие духовное наследие христианства.

Первое полотно, ставшее основой будущей экспозиции, это «Святая Троица» Хусепе де Риберы, приобретенная королем Фердинандом VII в начале 19 столетия. Еще шедевр – «Распятие Христа», кисти Веласкеса, которое передали  правопреемники графини де Чинчон (первое частное поступление).

Что выставляется

Помимо живописи выставлены скульптуры. Это более 2 сотен экземпляров, перевезенных из Италии в период с 16 до 19 столетия, охватывающий все высеченные в камне изображения от древнего мира до конца Средневековья. Некоторые изваяния создавались специально по пожеланию членов королевского дома Испании.

Дополняют скульптуры керамические изделия, столы, изящные статуэтки, консоли, специальные дорожные сундуки (кассоне). Отдельного упоминания заслуживает коллекция «Сокровище дофина» – дар, полученный Филиппом V от своего отца – Людовика Великого Дофина, и переданный в национальное хранилище.

Знаменитые шедевры

Музей Прадо в Мадриде хранит полотна кисти великих испанских мастеров, по праву считающиеся наследием не только национальной, но и мировой культуры. Их лучше раз увидеть, чем 100 раз о них услышать. Холсты уникальные и неповторимые, относящиеся к разным историческим периодам и темам, сюжетам. Встречаются как семейные портреты, так и рисунки на религиозную тематику.

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха

Босх известен своим нестандартным, мистическим восприятием религиозных сюжетов, с интерпретацией своей точки зрения в картинах. Триптих «Сад земных наслаждений» состоит из 3 частей: левой, правой и центральной.

Левый фрагмент изображает библейских первых людей, Адама и Еву, пребывающих в Эдеме. Это начало жизни, расцвет существования человечества. В центре триптиха детально выписаны причудливые наездники, белокожие и чернокожие люди, сцены купаний, труднопонимаемые аллегории. Завершает ее темная створка, изображающая упадок, пожирающих людей монстров, символизирующая смерть и гибель.

«Сад» относится к одним из немногих полотен, о смысле которого спорят до сих пор. Из всех существующих точек зрения ни одна не стала окончательной.

«Менины» Диего Веласкеса

Выдержано в спокойном духе изображения королевских фрейлин, менин, окружающих маленькую дофину (принцессу). Сюжетный центр – наследница престола, Маргарита Тереза. При этом с происходящим гармонирует лежащая на полу собака, а чуть дальше видна королевская чета.

Структура изображения сформирована таким образом, что дофина, наряжаемая фрейлинами, наблюдает за тем, как придворный художник рисует короля и его супругу. Веласкес ухитрился нарисовать и себя самого, ведь он долгое время служил королевской семье.

«Портрет Кардинала» Рафаэля Санти

Рафаэль, яркий представитель итальянской (умбрской) школы живописи, как никто другой умел рисовать портреты, передавать характер и настроение изображаемого. На данной картине  зритель видит зрелого, еще не старого, мужчину в красной кардинальской мантии. Священник спокойно и слегка отрешенно смотрит прямо перед собой, он излучает уверенность в себе и своей власти.

«Три грации» Питера Пауля Рубенса

Холст из Прадо, которое в современных условиях, с популяризацией спорта, здорового образа жизни, осмеивают, как несоответствующее действительности. Тучные, пышные грации отражают то ли представления самого Рубенса о женской красоте, то ли предпочтения той эпохи. Мастер детально выписал округлости и выпуклости женских форм, сохранив и передав при этом целомудренное восприятие обнаженной натуры. По легенде, одной из моделей была возлюбленная художника, ставшая впоследствии его женой.

«Триумф смерти» Брейгеля-Старшего

Брейгель изобразил на своем рисунке торжество смерти, сцены сражений, пыток и мучений человека. На нем  виден умирающий рыцарь в пышной мантии (король), на глазах которого расхищаются накопленные им богатства. Скелеты везут повозку, наполненную горой черепов. В верхнем левом углу мертвецы раскачивают колокола, подвешенные на дереве. Всюду сцены насилия, убийства, мучений, мертвые тела и пытки. Аллегорически это может означать тогдашние представления верующих о муках, которые предстоят грешникам.

«Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко

Картина выполнена в темных, неброских тонах. Замысел художника до конца не раскрыт, и сегодня посетители продолжают мучиться в поисках разгадки. Даже называют полотно по-разному: портрет дворянина, рыцарь, мужчина с рукой на груди.

Судя по всему, на картине изображен представитель дворянского сословия: на это указывают усы и бородка по моде того времени, пышные кружевные манжеты, воротник, а также шпага – неизменный атрибут идальго. Мужчина смотрит немного грустно, но уверенно и спокойно. По одной из версий, художник изобразил маркиза Толедо, Хуана де Сильва-и-Рибера.

«Снятие с креста» Рогираван дер Вейдена

«Снятие с креста» Рогираван дер ВейденаПолотно, пропитанное идеей мук Христовых, первоначально было частью триптиха. Картина написана по классическому библейскому сюжету: распятого Иисуса снимают с креста и укладывают в гроб его ученики и ближние. Кроме апостолов и мироносиц, художник запечатлел Богоматерь, что соответствовало тогдашним представлениям об изложенном в Библии житии Христа.

Все образы детально выписаны мастером. Видны даже слезы, выступившие в уголке глаза Марии Клеоповы, одной из мироносиц. Картина по праву считается шедевром мировой живописи, жемчужиной коллекции Прадо.

Как добраться

Благодаря удачному расположению в центре Мадрида, а также развитой транспортной инфраструктуре, туристы имеют возможность попасть в национальный музей Прадо несколькими способами. Это:

  1. Поездка на метро (ориентир – станция Atocha). Потом – пройти примерно 300-350 метров.
  2. Перемещение на автобусах маршрутов 9, 10, 14, 27, 34, 35.

Время работы

Посетители могут попасть в здание ежедневно, включая субботу и воскресенье, с 10 утра до 8 вечера.

Цена входного билета

Каждый турист должен заплатить за вход  15 евро. Дети, представители льготных категорий, пенсионеры старше 65 лет платят в 2 раза меньше – 7,5 евро. Предусмотрены дисконтные программы, а также бесплатное посещение в период за 2 часа до закрытия.

Инфраструктура

Кафе в музееВ мадридском музее есть кафе, гардероб, а также магазины. График работы кафе несколько отличается от основного. Поэтому закрывается оно на полчаса раньше. В гардеробе оставляют верхнюю одежду, сумки и портфели, зонтики. Магазины предлагают посетителям сувениры – ручки, открытки, альбомы с изображениями картин.

Советы для посетителей

Посетители должны помнить о соблюдении норм поведения в подобных заведениях.

Обслуживающий персонал строго следит за выполнением правил помещения: нельзя появляться в залах с напитками и едой, в верхней одежде и с большими сумками. Запрет также распространяется на аудиозапись, фото- и видеофиксацию, вызывающее, громкое поведение, пронзительно звучащие трели мобильников.

В остальном туристы наделяются свободой перемещения по залам, полным погружением в прекрасный мир изобразительного искусства музея Прадо.

Оставьте комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.

Вам также может понравиться
Adblock detector